Человек труда

Человек труда

И в атомную энергетику, и в космос

Впервые на территории европейской части России начнут готовить дефектоскопистов для атомной отрасли. В Нововоронежском политехническом колледже в сентябре 2021 года откроют новую специальность «Дефектоскопист». Мы побеседовали с участником рабочей группы, начальником участка ОДМиТК Игорем Солониным.

Игорь Афанасьевич, Вы окончили нововоронежский энергетический техникум (сейчас – нововоронежский политехнический колледж, филиал НИЯУ МИФИ). Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Учился в техникуме я пять лет, с 1980 по 1985 год, по специальности «Автоматизация тепловых процессов на атомных станциях». Наша группа считалась ускоренной – поступили после десятого класса. Но учёба, плюс два года службы в армии, – получилось пять лет.

Уже в старших классах школы знал, что буду поступать в техникум. Я тогда увлекался лыжным спортом, хотел добиться результатов, а в техникуме была очень сильная команда под руководством Николая Пономарёва и хорошая спортивная база.

С первых дней мы, студенты, почувствовали душевное тепло педагогов. В то время было очень много иногородних ребят. В нашей группе даже обучалась девушка из Петрозаводска. Педагоги пытались всех оберегать, дежурили в студенческих общежитиях, держали дисциплину, чтобы приезжие не конфликтовали с местными.

С большим уважением вспоминаю Николая Удовиченко, который преподавал правила эксплуатации атомных станций. Мы очень любили занятия у Николая Васильевича. Он был производственником и объяснял свой предмет на основе реальных ситуаций, с которыми он сталкивался при работе на атомной станции.

До сих пор общаюсь с Анатолием Неплюевым, он вёл экономику.

В общем, вспоминаю годы учёбы в техникуме с большим теплом.

– Кем Вы работаете сейчас? Когда начали свой трудовой путь на АЭС? Как стали дефектоскопистом?

Сейчас я работаю начальником участка дефектоскопии металлов отдела дефектоскопии металлов и технического контроля – ОДМиТК.

После окончания техникума три года работал по профессии. На севере трудился два года, на ТЭЦ работал в порту Тикси. Вернулся домой и стал искать работу здесь. А мой одноклассник и близкий друг Александр Громов рассказал, что на энергоблоке № 5 планируется большой объём работ по замене парогенераторов, и набирают персонал в лабораторию металлов – раньше наш отдел так назывался. Так с 1988 года моя профессиональная жизнь очень изменилась, я начал трудиться в атомной отрасли и заниматься дефектоскопией.

Взяли меня на работу по третьему разряду – это, можно сказать, ученик. Раньше ни одно образовательное учреждение не выпускало специалистов в области дефектоскопии. Поэтому нас отправляли на обучение на предприятия, которые выпускали продукцию для электроэнергетики или выполняли её монтаж. Там же были лаборатории, которые контролировали качество изделий.

Ежегодно мы подтверждаем свою квалификацию в головных материаловедческих организациях: «НикимтАтомСтрой», «ЦНИИТМАШ». Они дают нам право на выполнение работ и выдачу заключений, на основании которых принимается решение о допуске оборудования в эксплуатацию, о продолжении его работы или необходимости ремонта. Надзорные органы принимают документацию по контролю металла, оформленную только аттестованными специалистами.

– Вам нравится работа дефектоскописта?

Я получаю удовольствие от работы. Когда дефектоскопист идёт на контроль, всегда сомневается: всё ли правильно он делает? Специалист отчётливо понимает: если он пропустит дефект, это приведет к разгрузке, останову энергоблока или даже аварии. Своевременное обнаружение дефекта даёт чувство удовлетворения, ведь он был выявлен и не привёл к нежелательной ситуации.

Наша профессия – одна из ключевых в развитии промышленности страны. Ни атомную, ни космическую, ни авиационную, ни транспортную отрасли невозможно представить без дефектоспописта. Всё зависит от заключения, которое даст специалист.

– Какие методы контроля металла существуют?

Дефектоскопия делится на два вектора: неразрушающий и разрушающий контроль. Моя зона ответственности – неразрушающий. Он включает визуально-измерительный, капиллярный, магнитно-порошковый, контроль герметичности, ультразвуковой и радиографический. Часть из них выявляют поверхностные дефекты, другие – внутренние.

– Расскажите, пожалуйста, об открытии новой специальности на базе нововоронежского колледжа.

В соответствии с приказом генерального директора Концерна «Росэнергоатом» Андрея Петрова, создана рабочая группа по подготовке к открытию новой специальности «дефектоскопист» на базе нововоронежского политехнического колледжа, филиала НИЯУ МИФИ. Сформирована дорожная карта, где поэтапно расписано, что нужно выполнить, чтобы открыть новую специальность.

Я вхожу в рабочую группу. На данный момент мы согласовываем рабочие программы, по которым будут учиться студенты. Идёт капитальный ремонт аудиторий, закупается мебель и дефектоскопическое оборудование. Специалисты колледжа проходят профессиональную переподготовку. К преподаванию будут также привлечены бывшие работники атомной станции. Мы надеемся, что 1 сентября 2021 года начнётся обучение первого набора будущих дефектоскопистов.

Во время обучения студенты получат весь комплекс знаний и компетенций, необходимых первоклассному дефекстоскописту. Лучшие выпускники будут трудоустроены на действующие атомные станции и в дочерние организации Концерна «Росэнергоатом».

Татьяна Сподарец