6 апреля 210 лет со дня рождения Герцена Александра Ивановича

Александр – внебрачный сын богатого помещика И.А. Яковлева, его матерью была юная дочь мелкого немецкого чиновника, с которой у отца случился роман в Германии. Беременную Луизу Гааг Иван Яковлев похитил и привёз в Россию, но не женился. Фамилия Герцен придумана его отцом, от немецкого слова «Herz» – сердце.

Есть люди, которых разврат «раскрепощает», а есть люди, которых он оскорбляет. Герцена видимый им с детства разврат оскорблял. Он никогда в жизни не мог вынести, не мог хоть на минуту оправдать издевательство одного человека над другим, унижение человеческого достоинства. Это и сделало Герцена сначала врагом самодержавия (в России), а потом и врагом авторитарной буржуазности (в Западной Европе, куда он хитростью выбрался из России после смерти отца в 1847 году).

«Александр Иванович Герцен — это тот человек, который стоит между литературой и жизнью, в том смысле, что буквально все, что он делал в жизни, он воплотил в литературе и наоборот. А это бывает далеко не всегда. Мы понимаем, что аптекарь, например, не пробует все свои лекарства. Много было исследований паралитературоведов о том, делали ли в своей жизни русские классики то, что они описывали в своих произведениях. И это все звучит очень смешно во всех случаях, кроме случая Герцена. Я говорю о его семейной драме конца 1840-х годов, когда писатель оказался в свободной Европе, и перед ним вдруг встал грандиозный вопрос: что делать, когда твоя супруга любит другого? На этот вопрос по-разному отвечали русские и мировые писатели, но только Герцен поставил эксперимент на себе и воплотил его не только в жизни, но и описал в своей знаменитой книге «Былое и думы», — напомнил Д. П. Бак.

Герцен вдруг заметил, что, попадая в Европу, русские революционеры последовательнее, радикальнее, смелее своих французских или английских собратьев. «Внутренний полицейский» никак не заглушает их голос, и Герцен пишет об этом со своеобразной гордостью: «Странная судьба русских — видеть дальше соседей, видеть мрачнее и смело высказывать свое мнение, — русских, этих «немых»,- как говорил Мишле».

Впрочем, жизнь Герцена в московском доме «у печки в Старой Конюшенной», о которой читатели узнают из той же автобиографии, выдалась куда более счастливой, наполненной семейными радостями и встречами с друзьями.

Вспоминается анекдот советских времен: «Когда было восстание декабристов?» — «Ночью». — «Почему?» — «Ну, они же разбудили Герцена».

В 1829–1833 годы А. Герцен учился в Московском университете. Формировался под влиянием опыта декабристов (в 1827 году вместе с другом и однокурсником Н.П. Огаревым дал клятву «продолжить дело декабристов, посвятить свою жизнь борьбе за освобождение русского народа»), а также – французской революции 1830 года, восстания в Польше того же периода.

На самом деле Герцена разбудил относившийся к своим крестьянам как к скотине отец.

Эрудит, блестящий полемист, яркий мыслитель, Герцен становится значительной фигурой. Создаёт талантливые литературные произведения.

Цикл философских статей «Дилетантизм в науке» (1842–1843) – размышления о социалистическом идеале на основе идей диалектики Гегеля; «Письма об изучении природы» (1844–1845, опубликованы в «Отечественных записках») считают основным философским сочинением Герцена. Между естествознанием и философией («эмпирией» и «идеализмом» словами Герцена) существует антагонизм, который необходимо ликвидировать. Союз философии с естественными науками – одна из главных идей Герцена.

В романе «Кто виноват?» (1841–1846, опубликован в 1847), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1846, опубликован в 1848 в журнале «Современник») резко критиковал крепостное право, которое подавляет человеческую личность.

«Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри»

В.И. Ленин в статье «Памяти Герцена» писал: «Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию…».

Последние годы Герцен жил в разных городах Европы. Умер в Париже в 1870 году, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже прах Герцена был перевезён в Ниццу.

Дом-музей А.И. Герцена в Москве расположен по адресу: переулок Сивцев вражек, 27 (где Герцен жил с 1843 по 1847 год).